Порядок рассмотрения обращений и приема граждан


Согласно требованиям ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и соответствующих нормативных правовых актов СК России, при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность (ч.2). В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (ч.5). В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ч.6).

В соответствии с требованиями действующего в настоящее время приказа руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Свердловской области "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Свердловской области":

  • первый заместитель и заместители руководителя следственного управления осуществляют прием граждан, обжалующих решения, принятые руководителями курируемых подразделений аппарата;
  • руководитель управления ведет прием граждан, обжалующих решения его первого заместителя и заместителей;
  • запись на личный прием к руководству управления производится отделом по приему граждан и документационному обеспечению по письменному заявлению гражданина (должностного лица), в котором указывается номер, дата обжалуемого ответа (процессуального решения), данного заместителем руководителя управления или подразделения.

______________________________________________________________________________________

Кроме этого, личный прием граждан без предварительной записи ведётся руководством следственного управления СК России по Свердловской области в территориальных подразделениях следственного управления не реже 4 раз в месяц.

______________________________________________________________________________________

В соответствии с действующими организационно-распорядительными документами СК России, граждане и представители юридических лиц имеют возможность беспрепятственно направлять свои обращения (в том числе, о фактах коррупции) посредством "телефона доверия", через интернет-приёмную или посредством направления в следственные органы СК России письменного обращения.

_______________________________________________________________________________________

В следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области работает «телефон доверия» (номер телефона 8(343)297-71-79).

Аудиозапись устного обращения, переданного по указанному телефону, производится автоматически. Перед началом записи позвонившему разъясняется порядок передачи обращения.

Требования действующего законодательства не предусматривают направление в адрес обратившегося по «телефону доверия» письменного ответа, поэтому в случае несогласия с каким либо решением следователей, руководства территориальных следственных отделов или работников аппарата следственного управления регионального СК России, рекомендуется обращаться с письменной жалобой по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, улица Щорса,18, указав в обращении, какое именно процессуальное решение или ответ должностного лица является, по мнению заявителя необоснованным.

Просим обратить внимание на то, что следователи, дознаватели и оперативные службы органов внутренних дел и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении Следственного комитета России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать в установленном законом порядке непосредственно в органе, принявшем решение, прокуратуре или суде.

Кроме того, в следственном управлении в круглосуточном режиме работает телефонная линия «Ребенок в опасности» (для звонков с городских номеров действует бесплатный телефонный номер: 8(343)297-71-60; для звонков с мобильных устройств - короткий сервисный номер "123" (последний телефонный номер поддерживается 3 операторами сотовой мобильной связи : "МТС", "БИЛАЙН" и "МЕГАФОН"). На телефонную линию «Ребенок в опасности» граждане могут сообщать информацию о совершении противоправных действий (преступлений) в отношении малолетних и несовершеннолетних.

_______________________________________________________________________________________

Выписка из Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя СК России от 11.10.2012 №72:

"п.20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ".

В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.    

В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления и обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК РФ или Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, №19, ст.2060; 2010, №31, ст.4196, 2012, №31, ст.4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий  судебный орган или органы прокуратуры.

В соответствии со ст.ст.123-125 УПК РФ, действие (бездействие) и решение следователя могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке прокурору, руководителю следственного органа и в суд. Обжалование производится участниками уголовного судопроизводства и иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Действия (бездействие), связанные с приемом сообщения о преступлении в аппарате следственного управления СК России по Свердловской области могут быть обжалованы:

  • В следственное управление СК России по Свердловской области по адресу: 620142, город Екатеринбург, улица Щорса, 18;
  • Прокурору Свердловской области по адресу: 620219, город Екатеринбург, ГСП-1036, улица Московская, 21;
  • Председателю федерального суда Ленинского района города Екатеринбурга по адресу: город Екатеринбург, улица Щорса, 68.