О деятельности Следственного комитета России и регионального следственного управления


15 января 2011 года Следственный комитет Российской Федерации начал свою работу в качестве самостоятельного органа предварительного расследования преступлений. За непродолжительное время эта самая молодая правоохранительная структура нашей страны смогла не только оправдать свое создание, доказав профессиональную и процессуальную самостоятельность, но и стать одним из наиболее авторитетных силовых ведомств в российской правовой системе. 

Впервые идею отделить следствие от других государственных структур воплотил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство. В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. 

Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные структуры упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. 

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы. В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. Впоследствии следователи появились в органах госбезопасности и внутренних дел. 

В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства. 

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Главной задачей ведомства, как и прежде, остается расследование наиболее сложных и опасных преступлений – убийств и посягательств на жизнь и здоровье граждан, похищений людей, изнасилований и других преступлений против половой неприкосновенности, а также преступных деяний в сфере экономики. 

Особое место среди функций Следственного комитета занимает проведение предварительного следствия по уголовным делам о должностных и коррупционных преступлениях, в области налогообложения и, конечно же, о преступлениях, совершенных лицами с особым правовым статусом - следователями, прокурорами, адвокатами, депутатами. Кроме того, с 2012 года к подследственности СК России законодатель отнес расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. 

Основными задачами Следственного комитета являются обеспечение законности при проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, а также защита прав и свобод человека и гражданина; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению таких обстоятельств. Следственное управление СК России по Свердловской области является территориальным подразделением Следственного комитета РФ. 

В структуру регионального следственного управления входят 44 городских, районных и межрайонных следственных отделов, первый и второй отделы по расследованию особо важных дел (занимающиеся соответственно расследованием уголовных дел общеуголовной направленности и коррупционных, экономических преступлений), первый и второй отделы процессуального контроля (осуществляющие соответственно процессуальный контроль за расследованием уголовных дел территориальными следственными отделами и первым и вторым отделами по расследованию особо важных дел), отдел криминалистики, отдел кадров, экспертно-криминалистический отдел, организационно-контрольный отдел, отдел по приему граждан и документационному обеспечению, финансово-экономический отдел, отдел материально-технического обеспечения.

Помимо основной своей деятельности, сотрудники следственного управления на протяжении ряда лет осуществляют шефство над некоторыми социальными учреждениями Свердловской области и г.Екатеринбурга, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Так, непосредственно следственное управление СК России по Свердловской области шефствует над Екатеринбургским центром социальной помощи семье и детям «Отрада», в котором воспитываются дети указанных категорий в возрасте от 3 до 18 лет. 

На регулярной основе следственное управление СК России по Свердловской области размещает информацию о своей деятельности в федеральных и областных средствах массовой информации. Для этой цели также создан и в режиме ежедневного информационного пополнения функционирует официальный сайт управления http://sverdlovsk.sledcom.ru/. В настоящее время следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области размещается по адресу: 620142, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Щорса,18.

_______________________________________________________________________________________ 
15.01.2011 образовано новое юридическое лицо - «следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области» 
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Екатеринбурга 15.01.2011 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица «следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области» за основным государственным регистрационным номером 1116672000390, о чем выдано Свидетельство о регистрации юридических лиц. 
Согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, указанное юридическое лицо 15.01.2011 поставлено на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Екатеринбурга. По сообщению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (Свердловскстат) хозяйствующему субъекту в Статрегистре установлена идентификация с использованием Общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
______________________________________________________________________________________ 
Финансовая деятельность 
В соответствии с Федеральным законодательством, все заказы путем проведения торгов и запросов котировок размещаются Следственным комитетом Российской Федерации на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru
Основными направлениями закупок Следственного комитета являются: 
-криминалистическая и специальная техника; 
-служебные автотранспортные средства, включая передвижные криминалистические лаборатории; 
-компьютерная и организационная техника; 
-форменная одежда, специальная одежда, обувь; 
-специальные средства, оружие и боеприпасы. 
Немаловажную роль в структуре закупок Следственного комитета играет размещение заказов на оказание услуг, по обеспечению деятельности Следственного комитета. Под такими услугами следует понимать услуги сотовой связи, услуги поддержки информационных систем, аппаратно-программного комплекса финансово-хозяйственной деятельности, услуги обязательного страхования автотранспорта, услуги по обслуживанию компьютерной и организационной техники, полиграфические услуги, услуги по эксплуатации зданий и сооружений и прочие услуги. 
Среди заказов на выполнение работ стоит выделить размещение заказов на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, ремонт (в т.ч. капитальный) зданий и сооружений Следственного комитета, выполнение работ по обеспечению безопасности объектов Следственного комитета Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросам социального обеспечения сотрудников Следственного комитета. Так, проводится размещение заказов на оказание услуг личного страхования сотрудников, а также осуществляется закупка квартир для создания специализированного жилого фонда Следственного комитета Российской Федерации.